Галина Уланова – муза балетов Сергея Прокофьева » Музыкальная Москва

Галина Уланова – муза балетов Сергея Прокофьева

Галина Уланова и Сергей Прокофьев – встреча, которая подарила миру покорную, чистую душой и преданную своей мечте Золушку и романтичную, но решительную Джульетту! Галина Уланова танцевала обе партии блестяще и феерично, хотя путь к принятию образов и пониманию музыки композитора был нелегок.

Знакомство балерины и композитора со слов Галины Улановой произошло так:

 «…Он (Сергей Прокофьев) приехал в Ленинград показать свою музыку балета «Ромео и Джульетта». В Москве ему отказали: говорят, на такую музыку спектакль нельзя ставить. В Ленинграде по-другому отнеслись, Лавровский согласился. <…>

Я Лавровскому говорила: «Леня, я понимаю эту новую музыку, где происходят драматические вещи, – там мне интересно. А вот где лирические — мне мешает Чайковский, он у меня в голове сидит, а как станцевать адажио, как любовь выразить под музыку Прокофьева, я не понимаю». Он говорит: «Ты пой про себя Чайковского, а делай то, что на эту музыку надо». Я сказала: «Попробую». Мне в Прокофьеве не хватало мягкости какой- то, к которой я привыкла в Чайковском. Но это же было впервые — музыка, которая совершенно уводила нас от Шопена, Чайковского.

А тут прошел спектакль «Гамлет» (Ленинградский театр-студия под руководством Сергея Радлова, музыка Прокофьева), и я понемножку начала привыкать и к музыке. Спектакль очень непривычный, такого раньше не было. Я потом и самому Прокофьеву говорила: «Я не понимала вас в романтике, в любовной теме, но я не могла бы сейчас ничего сделать во второй части («Ромео и Джульетты»), в драматических вещах, на которые потом героиня пошла, если бы не было вашей музыки». В особенности весь последний акт, когда она вся совершенно дрожит неизвестно отчего и только в смерти ей выход. И такая здесь музыка, которая тебя заставляет быть в дрожи. Я все-таки более лирическая танцовщица. А благодаря Прокофьеву, оказывается, стала и драматической. Я сама стала другая.»

О своей роли Галина Уланова рассказывала:

«Свежими и нынешними очами» смотрим мы на Шекспира сегодня, и этот взгляд отличается от вчерашнего, а завтра он, наверно, опять изменится. Спустя несколько лет, уже работая в Государственном академическом Большом театре, где возобновлялся лучший балет Прокофьева, я как бы заново задумывала свою героиню: она казалась озаренной всем опытом моей жизни, годами только что победно завершившейся войны. В Джульетте увидела я волю необыкновенной силы, способность и готовность бороться и умереть за свое счастье. Отсюда новый, обостренный драматизм сцены с отцом – отказ стать женой нелюбимого Париса – и та решимость, отчаяние и мужество, которые я стремилась выразить в танце…»

Галина Уланова в роли Джульетты

К работе над партией Джульетты Галина Уланова приступила в 30-летнем возрасте, и как оказалось, эта партия стала одной из самых ярких в карьере танцовщицы. В 1956 году лондонская публика долго не отпускала балерину со сцены нескончаемыми овациями и была от балета в полном восторге. После спектакля, со слов очевидцев, машину с Улановой подняли на руки. Сама артистка вспоминала: «Идет спектакль, танцуем, безумный страх. И вот — конец, и тишина. Значит — провалились. И вдруг, внезапно, как лавина, обрушились аплодисменты! Дали занавес, весь зал стоит — овация!.. Кто-то посчитал, что овация длилась полчаса — не знаю, я была как в шоке».

Насколько легендарной были образы Галины Улановой в Прокофьевских балетах, настолько трудно для нее была подготовка к ним.  И она не преминула высказать это композитору, – так, в народ пошла ее знаменитая фраза «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете», высказанная Галиной Улановой самому автору у него в гостях.

К счастью, на шутку балерины Прокофьев не обиделся. Великий музыкант был так потрясен талантом Улановой, что спросил приму:

– А что вы хотите станцевать? Я бы хотел написать для вас музыку.

Та ответила, что думает о Снегурочке – образе, полностью совпадающем с ее скромным, застенчивым и внешне холодным видом. На что Прокофьев сказал:

– Нет, это невозможно – уже есть музыка Римского-Корсакова. Я напишу для вас «Золушку».

Из воспоминаний С. Прокофьева:

«Балет “Золушку” я вижу как современный классический балет с его характерными особенностями формы как па-д’аксион, гран-па и т. д. Одновременно с тем мне хочется видеть в героине не сказочный, полуреальный персонаж, а живое лицо с человеческими переживаниями, т. е. по возможности углубить ее роль. “Золушку” я рассматриваю прежде всего как русскую сказку и имею в виду говорить о героине русским музыкальным языком. Однако поскольку сказка Афанасьева о Золушке относится к 18-му веку, мне представляется возможным пользоваться также общебалетными танцами, как менуэт, мазурка, вальс…»

Однако, помимо Улановой роль Золушки также репетировали Раиса Стручкова и Ольга Лепешинская – не менее знаменитые балерины того времени. И, так вышло, что на самой премьере партию Золушки, написанной специально для Галины Улановой, танцевала не она, а Ольга Лепешинская.  Но, именно в исполнении Галины Улановой, балет С. Прокофьева «Золушка» покорил публику. Сказочный спектакль, встречали такими овациями, что вскоре он был причислен к «классическим произведениям», а Уланова за роль Золушки получила Сталинскую премию.

Галина Уланова. Партия Золушки

«Сказка о Золушке была моей любимой сказкой с детства. Мне нравилась эта добрая, веселая, безобидная девушка. Для меня Золушка — это совокупность всего хорошего, что есть в человеке», – эти простые слова Улановой очень точно определили существо образа, который она создала в балете С. Прокофьева.

Ее Золушка трогательна именно тем, что и самые горькие минуты не теряет внутренней радости, всегда остается «доброй, веселой, безобидной». Причем «веселость» Золушки нигде не выражалась Улановой впрямую, она была в этой роли очень «тихой», задумчивой, малоулыбчивой, но в самой ее грусти был немеркнущий свет. Уланова создает образ сироты, избегая при этом малейшей доли сентиментальности, нигде «не жалея себя», не подчеркивая печального положения своей героини. Золушка Улановой как будто и не тяготится своей непосильной работой, она все делает тщательно, с пылом настоящего трудолюбия.

Партнер Улановой Ю. Т. Жданов вспоминал: «…Получился большой парадный спектакль-феерия с богатой и разнообразной хореографией. Галина Сергеевна исполняла роль Золушки, это была одна из первых ее ролей на сцене Большого. В образе ее героини замечательным образом сочетались реалистические и сказочные черты. На мой взгляд, весь антураж Золушки был по моде того времени излишне натуралистичен, что местами разрушало обаяние сказки. Но талант Улановой преодолевал все. В памяти остались романтический «Звездный вальс» и финальный дуэт Золушки и Принца, прекрасным исполнителем которого стал М. Габович.

Поэт Борис Пастернак, увидевший балет и чрезвычайно растроганный зрелищем, не сдерживая эмоций, писал Улановой: «Дорогая Галина Сергеевна! Вы большая, большая артистка, и я со все время мокрым лицом смотрел вас вчера в “Золушке” – так действует на меня присутствие всего истинного большого рядом в пространстве. Я особенно рад, что видел вас в роли, которая, наряду со многими другими образами мирового вымысла, выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты… Старое сердце мое с вами…»

В «Золушке» состоялась вторая встреча Улановой с музыкой Прокофьева. Балерина уже сжилась с необычными, сложными ритмами композитора, с его своеобразной гармонизацией… Уланова глубоко и по-своему чувствует музыку великого советского композитора… Именно в мелодической стихии Прокофьева она находит ту задушевность, которая делает его истинно русским композитором.

Музей-квартира Галины Улановой. Съемки программы проекта «Моя Россия: музыкальное путешествие»


Творчество выдающейся балерины оказалось «созвучным» искусству Прокофьева в самом глубоком и значительном смысле. Недаром композитор высоко ценил искусство Улановой, отмечая, прежде всего, его высокую интеллектуальность: «Она — гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия… во всех созданиях Улановой вы почувствуете ее острый, пытливый, проникновенный ум…»

Музей-квартира Галины Улановой


И сейчас юные балерины восхищаются великой танцовщицей Галиной Улановой, стремятся, как и она блистать на сцене. И фестиваль Фонда Оксаны Федоровой «Балетные истории: русская классика» в весенние мартовские дни откроет для зрителей интересные факты создания сказочного балета Сергея Прокофьева «Золушка», подарит незабываемые номера юных музыкантов и балерин, и кто знает, может быть этот проект откроет стране и миру новые громкие имена.

фестиваль «Балетные истории6 русская классика»


Статья основана на материалах консультантов проекта «Моя Россия: музыкальное путешествие», интервью Сергея Бирюкова «Труд-7» «Галина Уланова: «Все мы были молодые и бог знает что вытворяли»», статьи Бенуа Софьи «Галина Уланова. Одинокая богиня балета», книги Львова-Анохина Бориса Александровича «Галина Уланова», публикации В. Перхина «История Золушки».

Фотографии из фотобанка проекта «Моя Россия: музыкальное путешествие» и интернет ресурсов.

февраль
2023